Этот год начну с одной из самых запомнившихся книг прошлого года, вот так вот внезапно)

When God was a rabbit by Sarah Winman.



Оглядываясь назад, я понимаю, что эта книга попалась мне удивительно вовремя и идеально совпала с местом и настроением - я читала ее в Лондоне, в один из самых счастливых и одновременно зыбких моментов ушедшего года.
Возможно, прочитай я ее чуть позже - и она не осталась бы для меня тем, чем осталась - возможно, атмосфера влияет на восприятие, не знаю.

Сама автор определяет роман как a love story between a brother and a sister, и это очень точно, потому что это именно история любви - в моем понимании, а не просто братской привязанности. Тут что-то глубже, чем родственные узы - тут разделенная в детстве тайна, и обещание никогда не оставлять, и страх потери, и доверие на уровне глубже осознанного, и много еще чего - связанного, общего. Та любовь, которая растет из детства, проходит через все существо и разорвет тебя в клочки, если попытаться ее выдернуть. (При этом это действительно любовь брата и сестры в самом лучшем из возможных смыслов.)
Это, конечно, не единственная линия в книге, но для меня она оказалась самой важной - как главный тон всего повествования.

Книга разделена на две части - о детстве и взрослении, и контраст между ними так же очевиден, как само различие между этими состояниями - время, причудливо длящееся и закручивающееся в спирали в детстве и оно же, серое, отстающее слоями, как старые обои, когда ты вырастаешь. Детство мифологично - мир кажется огромным, и даже настоящие беды приобретают нереальные черты, когда мы сами творим свои мифы, а бог умещается в пушистого кролика. Во взрослый мир врывается холодный ветер, его захлестывают волны жестокости и равнодушия, от которых никуда не деться.
По замыслу автора есть только одно место, которое может противостоять этому холоду - это родительский дом, где всегда ждут и любят, где бы и кем бы вы ни были - и, несмотря на очевидную неправдоподобность развязки, в эту любовь, способную защитить от всего на свете, - верится.

Это удивительная книга - маленькая и большая, грустная и удивительно светлая, напоминающая с тысячный раз о главном - I am here, but I am not yours.